Абдул-Хаким Султыгов: Роль Совета Федерации в реализации государственной национальной политики.
Выступление на заседании Консультативного совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями (09.11.2012 г.).


 

 

Хотел бы проинформировать, что все сегодняшние выступления будут в полном объеме опубликованы в журнале «Вестник Российской нации». Кроме того, в следующем номере будут опубликованы официальный вариант Стратегии государственной национальной политики, а также аналитический материал «О замечаниях и предложениях, поступивших в Совет Федерации в ходе обсуждения проекта Стратегии…» и рекомендации нашего Консультативного совета. Журнал также продолжит публикацию статей, раскрывающих содержание целей государственной национальной политики, которые сформулированы в Стратегии, и других ее базовых положений.

Я бы хотел сосредоточить свое краткое выступление на четырех предложениях, которые касаются места и роли Совета Федерации в реализации государственной национальной политики.

Первое. В развитие сказанного Валентиной Ивановной Матвиенко о продолжении обсуждения Стратегии. Действительно, после утверждения данного документа главной задачей станет его пропаганда, разъяснение основных положений и их доведение до максимально широкого круга институтов гражданского общества и политически активного населения. Я имею в виду их вовлечение в обсуждение Программы действий по реализации Стратегии, ее организацию во всех регионах страны, в т.ч. с участием региональных отделений политических партий. Последнее, имея в виду значительное возрастание числа политических партий, чрезвычайно важно в плане не только проведения элементарного ликбеза, но и общего повышения политико-правовой и, если хотите, терминологической грамотности по «национальному вопросу». Полагаю, что это самостоятельная политическая задача.

Причем, речь идет именно о региональных отделениях политических партий, так как они исходят из своего видения специфики субъектов Федерации. Не говоря уже о том, что по спорным вопросам межнациональных отношений региональные отделения даже одной и той же партии нередко имеют прямо противоположные позиции.

Более того, обсуждение Программы действий по реализации Стратегии – это повод для разговора о реальных региональных проблемах, возможность аккумуляции предложений по их решению, выдвинутых общественными объединениями, региональными отделениями политических партий, научно-экспертным сообществом.

Повторюсь, что подобное обсуждение – это не только уникальная возможность повышения общей политико-правовой культуры, но и акт нациестротительства; это реальная практика толерантности, в рамках совместной выработки названной Программы действий; это, наконец, возможность разъяснить исходные и базовые положения Стратегии.

Такая форма пропаганды Стратегии, пожалуй, не менее, если не более важна, чем степень ее юридического совершенства.
На мой взгляд, это обсуждение и подведение его итогов должно проходить под эгидой Совета Федерации – палаты регионов и надпартийной верxней палаты нашего Парламента. Понятно, что в этой деятельности, прежде всего, применительно к политическим партиям было бы важно использование площадок региональных общественных палат.

Понятно, что модераторами соответствующих региональных площадок должны быть подготовленные люди, в том числе члены нашего Консультативного совета и прежде всего Совета при Президенте, сенаторы, известные специалисты в регионах.

Таким образом, мое первое предложение сводится к тому, чтобы обратиться к Президенту РФ, председателю Совета по межнациональным отношениям В.В. Путину с просьбой поддержать инициативу Совета Федерации об организации в регионах обсуждения Программы действий по реализации Стратегии и обобщении его результатов, прежде всего в разрезе подготовки соответствующих законодательных инициатив (поправок в законы об общественных объединениях, национально-культурной автономии, политических партиях и т.д., а также регламенты палат Федерального Собрания, законодательных собраний и парламентов субъектов Федерации) и их представление на рассмотрение Совета по межнациональным отношениям.

Такая работа позволила бы составить и этнополитическую карту России в региональном разрезе, т.е. перечень этнополитических противоречий и конфликтов и мер по их разрешению, сформулированных самими общественными объединениями.

Данный подход не противоречит п. 26 Стратегии, согласно которому разработка и исполнение комплекса мер, направленых на ее реализацию, проводятся федеральным Правительством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации. Это вполне логично в контексте поэтапной реализации Стратегии в привязке к государственному финансированию, т.е. в рамках трехлетнего бюджета.

Однако, далеко не все проблемы в этой сфере зависят от средств государственного бюджета. Я имею в виду, прежде всего, целенаправленные усилия по формированию политической культуры российской многонародной нации у нашего политикообразующего класса, в широком смысле слова. Речь в т.ч. идет о депутатах Государственной Думы, региональных законодательных собраний и парламентов, а нередко даже о губернаторах.

Второе. В «Механизмах реализации государственной национальной политики» (глава 4 Стратегии) было бы целесообразно прописать место и роль Федерального Собрания, в том числе, если хотите, и функцию парламентского контроля Совета Федерации.

В этом смысле, ход реализации государственной национальной политики мог бы рассматриваться не только на нашем Консультативном совете, но, скажем, раз год на специальном заседании Совета Федерации, парламентских слушаниях или расширенном заседании нашего Консультативного совета, с соответствующим представительством регионов. Я бы не исключал и проведение соответствующих выездных заседаний.

Причем такой подход выражен в проекте рекомендаций нашего Консультативного совета. В частности, Совету Федерации рекомендуется проведение в период осенней сессии парламентских слушаний на тему «О реализации государственной национальной политики РФ».

Третье. Как известно, впервые в истории нашей страны орган, определяющий ориентиры государственной политики в сфере межэтнических отношений и нациестроительства, возглавил глава государства. Это приподнимает данную проблематику и статус Совета по межнациональным отношениям на качественно новый уровень.

Учитывая вышесказанное, а также в целях обеспечения большей координации деятельности Администрации Президента, федерального Правительства и Федерального Собрания, считал бы целесообразным выйти к Президенту России с предложением о назначении заместителем Председателя Совета по межнациональным отношениям, наряду с двумя с заместителями – по линии Администрации и Правительства, представителя Совета Федерации.

И последнее. Исходя из особого статуса Совета Федерации как палаты регионов, считал бы целесообразным создание региональных приемных нашего Консультативного совета в субъектах Федерации, на базе которых могли бы работать и соответствующие экспертные советы.

Причем каких-либо дополнительных расходов не потребуется, т.к. работа будет организована в рамках соглашений о сотрудничестве между Консультативным советом и авторитетными общественными объединениями и национально-культурными автономиями федерального и регионального уровней, располагающими необходимым офисным и организационно-техническим потенциалом.

Таким образом, речь идет о создании региональных площадок, на которых будут проходить предварительные обсуждения вопросов повестки дня Консультативного совета и подготовка соответствующих рекомендаций. Более того, региональные экспертные советы могли бы рекомендовать и темы для включения в план работы Консультативного совета.

В этом смысле, можно говорить о создании постоянно действующего формата взаимодействия Консультативного совета как федерального органа с соответствующими региональными структурами, о включении региональных общественных объединений и национально-культурных автономий, а также экспертного сообщества в выработку и контроль за реализацией политики федерального Центра в сфере межэтнических отношений.

Для организации работы по созданию региональных общественных приемных и экспертных советов Консультативного совета в субъектах Федерации в раздел V Положения о Консультативном совете (Организация деятельности Консультативного совета) после п. 21 необходимо внести соответствующий дополнительный пункт.

Предлагаемый рабочий вариант: «Консультативный совет может создавать региональные общественные приемные и экспертные советы, деятельность которых регулируется Положением о региональных приемных и экспертных советах Консультативного совета и заключать соответствующие соглашения о сотрудничестве с общественными объединениями и национально-культурными автономиями. Работа региональных общественных приемных и экспертных советов Консультативного совета организовывается аппаратами авторитетных федеральных или региональных общественных объединений и национально-культурных автономий.

На заседания региональных экспертных советов Консультативного совета приглашаются лица, которые входят в соответствующие структуры, созданные при органах государственной власти субъектов Федерации». Очевидно, что при таком подходе отпадает необходимость самостоятельного формирования и утверждения состава экспертного совета.

Некоторые возможные пункты Положения о региональных приемных и экспертных советах Консультативного совета.

1.Руководитель соответствующего общественного объединения или национально-культурной автономии назначает начальника общественной приемной, который может одновременно выполнять функции координатора экспертного совета.

2.На заседаниях регионального экспертного совета Консультативного совета председательствует Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а в его отсутствие – координатор экспертного совета.

3.Заседания экспертного совета могут проходить на базе соответствующих домов национальностей субъектов Федерации и иных учреждений (по согласованию).

4.Рекомендации экспертных советов по рассмотренным вопросам направляются в электронном виде в соответствующее управление Аппарата Совета Федерации по специально установленной форме.

5.Общественные приемные и экспертные советы, в случаях территориальной целесообразности, могут объединять два субъекта Федерации, как, например, Краснодарский край и Республика Адыгея.

6.Соглашения о сотрудничестве Консультативного совета с общественным объединением и национально-культурной автономией заключается сроком на пять лет и может быть продлено в случае отсутствия заинтересованности иного общественного объединения или национально-культурной автономии в выполнении функций Общественной приемной и организатора работы Экспертного совета Консультативного совета в данном регионе.

Пилотный проект.

В качестве такового предлагаю создание Общественной приемной и экспертного совета Консультативного совета Краснодарского края и Республики Адыгея на базе помещений регионального отделения ОСОО «Российская нация», расположенного в центре г. Краснодара и имеющего все условия для качественной организации такой работы.

Дальнейшие шаги.

За период подготовки и утверждения: изменений в Положение о Консультативном совете; Соглашения о сотрудничестве Консультативного совета с общественными объединениями и национально-культурными автономиями; Положения об общественных приемных и экспертных советах Консультативного совета в субъектах Федерации должна быть проведена работа по подбору соответствующих федеральных, межрегиональных и региональных общественных объединений и национально-культурных автономий, а также предварительное распределение между ними субъектов Федерации в рамках переговоров с их руководителями.

Перед проведением очередного заседания Консультативного совета может состояться церемония вручения соглашений о сотрудничестве Консультативного совета с общественными и национально-культурными объединениями.