Владимир Путин

ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

  

 

Я в своих предвыборных статьях, а затем и в майских указах подробно изложил наши планы на ближайшую и среднесрочную перспективу. В этих документах подробным образом, иногда с цифрами, со сроками, изложены наши планы. Некоторые из них уже начали осуществляться. По всем другим позициям сформирована необходимая нормативная база. Работа началась. Она будет продолжаться, всё, что намечено, будет неукоснительно исполняться. Соответствующая комиссия, которая создана специально, будет контролировать эту работу.

Некоторые принципиальные вопросы нашего движения вперёд, на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

За первые 12 лет нового века огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Наша задача – создать богатую и благополучную Россию. Ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений.

Глобальное развитие становится всё более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам.

Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется её предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров.

В мире XXI в. на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной.

Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

После 70-летнего советского периода граждане России прошли через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. Но работа каждого на себя имеет и свои пределы.

В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная».

Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания.

Россия должна не просто сохранить свою геополитическую востребованность – она должна её умножить, она должна быть востребована нашими соседями и партнёрами. Это касается экономики, культуры, науки, образования, нашей дипломатии, особенно способности выстраивать коллективные действия на международной арене. Это касается военной мощи – гаранта безопасности и независимости России.

На фоне противоречивых процессов, протекающих в мире, интересы нации требуют от нас решительных действий. Мы должны быть устремлены только вперёд, только в будущее.

На протяжении только одного XX в. Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. Несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI в. Мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой.

Если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе.

Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. Доля молодого, активного, трудоспособного населения России – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза. Либо именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадёжно постаревшую по возрасту и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну.

Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, работают. Впервые за всю новейшую историю мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения.

Продолжительность жизни за последнее четырёхлетие выросла почти на 2,5 года и превысила 70 лет. Однако уровень смертности ещё очень высок. Мы обязаны преодолеть безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах.

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей младшего возраста. Создание ассоциаций студенческих спортивных клубов.

Программа предоставления семейного капитала при рождении второго ребёнка будет действовать, как и предусмотрено, до конца 2016 г. Начиная с 2013 г. – выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране.

Нормой в России должна стать семья с тремя детьми. Создать благоприятные условия для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и последующего детей закроет им путь к карьере, заставит ограничиться исключительно домашним хозяйством. Особое внимание уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода; повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня.

В ближайшее десятилетие кардинально решить жилищную проблему. На новом этапе надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. Такое жильё должно быть доступно для работающего человека.

К 2020 г. создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

Кардинально изменить ситуацию в социальных отраслях. В майских указах определены параметры повышения зарплат для каждой категории работников этих сфер.

Во-первых, значительно улучшится качество медицины и образования.

Во-вторых, на четверть вырастет число граждан, обладающих экономическими возможностями среднего класса.

В-третьих, новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, учёных, работников культуры. Такие сообщества должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества.

Повышение оплаты труда привлечёт в образование, здравоохранение, науку сильных выпускников вузов.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики – это, прежде всего, пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Нужно вернуть школе безусловную ценность. Обновить содержание образования, сохранив при этом наши традиции и преимущества. Не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность.

Качественное обучение без воспитания невозможно. Правительству подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты.

Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию.

Мы обязаны чётко знать и отвечать на запросы современного общества, особенно молодёжи, укреплять традиции народов России.

Наши граждане, достигшие выдающихся результатов в творчестве, работе, бизнесе, спорте, благотворительности, должны быть известны обществу и поддержаны государством.

Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 г., что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.

Внимание к отечественной истории, просветительским и научным проектам не должно ослабевать.

У нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны. Боевой дух Вооружённых Сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полки.

Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было, – государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом.

С огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила.

Мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. Попытки провоцировать межэтническую напряжённость, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас. Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.

Россия нуждается в притоке новых сил. Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства.

Одновременно ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учёта.

Не позднее чем в 2015 г. въезд в Россию должен быть разрешён исключительно по заграничным паспортам других стран. В рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будут, безусловно, действовать сегодняшние режимы, максимально упрощённые правила.

Расширить возможности национально-культурных автономий, в том числе предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов.

Поддержать школы в СНГ и в других государствах, которые ведут преподавание на русском языке. Создать систему международных школьных олимпиад по русскому языку. Их победители и призёры должны получить право зачисления в ведущие вузы нашей страны.

Речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве.

Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии

Мы разделяем именно универсальные демократические принципы.

Российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления. Могут меняться правящие партии, правительства, президенты, но не должны затрагиваться основы государства и общества, прерываться преемственность национального развития, пересматриваться вопросы суверенитета, обеспечения прав и свобод граждан.

Уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы.

Наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в заксобраниях своего субъекта Федерации.

Свод правил добросовестной политической конкуренции.

Первое. Единство, целостность и суверенитет России безусловны. Любые проявления сепаратизма и национализма должны быть абсолютно исключены из политической повестки.

Второе. Прямое или косвенное внешнее вмешательство в наши внутренние политические процессы неприемлемо. Деятель, который за свою политическую деятельность получает деньги из-за границы и обслуживает чужие национальные интересы, не может быть политиком в Российской Федерации.

Третье. Криминалу нет и не может быть места в политике.

Четвёртое. Цивилизованный диалог возможен только с теми политическими силами, которые цивилизованным же образом выдвигают и формулируют свои требования, отстаивают их в рамках закона. Изменения, модернизация политической системы естественны и даже необходимы, однако платить за жажду перемен разрушением самого государства недопустимо.

Пятое. Государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к СМИ.

Вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – к партийным спискам и по одномандатным округам.

Ключевые принципы для новой модели госуправления.

Первое. Ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый и понятный для общества результат работы.

Второе. Повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение.

Третье. Адекватная мотивация государственных муниципальных служащих: конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата. Должна быть кардинально повышена персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации.

Четвёртое. Об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения, и их близких родственников, и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы.

Пятое. Правительству внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов.

Наступление на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития.

Ввести публичную отчётность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.

Вводится контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников.

Уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счёт бюджета, должен быть привязан к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала.

Ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов.

Правящая партия и парламентская оппозиция должны получить право выдвигать кандидатуры на пост председателя, заместителя и аудиторов Счётной палаты. Ограничить их пребывание в должности двумя сроками подряд.

Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией – активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Велика роль в этой работе и СМИ. При этом СМИ не должны выставлять на продажу и торговать объективностью своей информации, а должны руководствоваться интересами всего общества, высокими нравственными принципами.

Реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса – это ключевые вопросы. В центре новой модели роста – экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм.

Система мер по деофшоризации экономики. Добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации. Но если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов.

Наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике. Исключить все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счётов. Будет установлен запрет на возбуждение уголовных дел без заявления пострадавшего по целому ряду экономических составов, возрастёт ответственность сотрудников правоохранительных органов за фальсификации.

Создать специальную законодательную базу для административного судопроизводства. Сформировать судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Дополнительной защитой прав граждан послужит возможность подавать коллективные иски, иски в интересах неограниченного круга лиц, а также иски от лица общественных организаций.

Завершать вопрос о создании третейского суда Таможенного союза, который мог бы стать ведущей независимой инстанцией по рассмотрению финансовых и других споров. Подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

Приватизация не должна иметь ничего общего с практикой 1990-х гг. Это должна быть приватизация, основанная на честной, открытой продаже госсобственности. Качество приватизации – это, прежде всего вопрос появления легитимного собственника.

Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых меценатов и патриотов, как это было в прежние времена.

Важнейший фактор подъёма экономики – качество работы региональных управленческих команд. Уже сейчас есть субъекты Федерации, которые без нефти и газа ежегодно обеспечивают рост ВРП более чем на 10 процентов.

Нужны «дешёвые» и «длинные» деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки.

Национальные накопления должны работать в стране и на страну. С 2013 г. часть средств Фонда национального благосостояния нужно вкладывать в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов. Важно, чтобы они были окупаемыми и давали устойчивый гарантированный доход.

Задачам структурной перестройки экономики должна быть подчинена и налоговая система. Мы будем стимулировать инвестиции и развитие, перенося фискальный акцент на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость. Облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами.

Для качественного обновления экономики нужна честная конкуренция. Правительству в рамках работы по национальной предпринимательской инициативе утвердить «дорожную карту» по реализации конкуренции и приступить к её реализации уже в следующем году.

Стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России: от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции. Это прямой путь к обновлению экономики, к уходу от сырьевой зависимости.

В ближайшие четыре-пять лет – полностью обеспечить независимость по всем основным видам продовольствия, а затем стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

Для обновления промышленности, для развития науки и технологий в полной мере использовать беспрецедентные средства, выделяемые на гособоронзаказ и модернизацию ОПК. Подготовить «дорожные карты» развития новых отраслей, это в том числе композиты и редкоземельные металлы, биотехнологии и генная инженерия, IT-технологии, новое градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн. Для работы над оборонными технологиями завтрашнего дня будет создан специальный фонд перспективных исследований.

Решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, современная социальная среда во всех регионах, городах, посёлках, включая безбарьерную среду для граждан с ограниченными возможностями. Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова субъектными.

На муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса. Отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства будут поступать в региональные и местные бюджеты.

Для укрепления налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества.

Глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования. Чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые сотрудничают с крупнейшими предприятиями, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учёбы связывают своё будущее с тем местом, где они живут и учатся.

Инвестиционная карта России. Дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес вправе рассчитывать. Используя конкурентные преимущества, нужно стимулировать миграцию производства из других регионов в Россию.

Сибирь и Дальний Восток – это наш колоссальный потенциал. Это возможность занять достойное место в АТР, самом динамично развивающемся регионе мира.

Необходим прорыв в строительстве дорог. В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объём дорожного строительства.

Важнейший приоритет развития – это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры.

Нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории.

Мы ставили задачу удвоить ВВП страны и к концу 2008 г. практически вплотную приблизились к этой планке, где-то на 80–85 процентов увеличили ВВП. Экономика России продемонстрировала способность быстро и качественно расти высокими темпами.

Начиная с 1999 г., ВВП на душу населения практически удвоился. Расходы федерального и консолидированного бюджетов увеличились не на какие-то проценты, а в 2,6 раза. Государственный долг по отношению к ВВП сократился практически в десять раз. Темпы инфляции снизились в 6 раз.

К началу 2000 г. население России почти ежегодно сокращалось на 1 миллион человек. Демографический прогноз звучал тогда как окончательный приговор стране.

После запуска демографических программ население России стабилизировалось, а начиная с 2010 г. начало расти. Это наше ключевое достижение.

Пришло время кардинально изменить ситуацию к лучшему уже сейчас. Мы делаем это, и мы можем это делать. Если продолжим последовательный курс национального развития, будем впрягаться в общую созидательную работу, если мы будем работать достойно, с отдачей, с полной отдачей сил, то мы обязательно добьёмся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи.

 

 

Примечания:

 1 Конспект Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации, Москва, Кремль, 12 декабря 2012 г. Текст Послания опубликован на Официальном сайте Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].

 

   

 

Журнал «Вестник Российской нации». 2012. № 6.