Строительство справедливости. Социальная политика для России.
Конспект статьи Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Московские новости» 13 февраля 2012 г.
Россия – социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008–2009 гг.
Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.
О проблемах и задачах.
Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, иметь достойную зарплату, строить карьеру. Плохо работают социальные лифты, начиная от системы образования.
Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин все еще живет за официальной чертой бедности.
Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. В первую очередь «средний класс» остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Образование и здравоохранение – сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов.
Социальное измерение экономики
Люди разного призвания должны иметь поле для профессионального и социального роста.
Первое. Каждый из профессионалов должен получить возможность строить профессиональную карьеру. Постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям.
Правительству до конца 2012 г. совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны принять Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Второе. Речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Чтобы не искать заработков на стороне.
Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов – это то, на что вправе рассчитывать общество.
Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда.
Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника.
Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.
С 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов – до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013–2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.
За несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. Для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 г. такой же, как для преподавателей высшей школы – 200% от средней зарплаты по региону.
Важно реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.
Третье. Квалификация и социальное самочувствие рабочих.
С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам – на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%.
Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями.
Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. Воссоздать рабочую аристократию. К 2020 г. она должна составить не меньше трети квалифицированных работников.
Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий.
Четвертое. В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать, найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы – до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.
Пятое. Предприниматели. Нужна история справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность.
Важнейшая задача – уменьшение материального неравенства. За счет более адресной и эффективной социальной политики и за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.
Пенсии и социальная помощь
Проблема помощи семьям с детьми.
Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию – национальная задача на предстоящие 3–4 года.
Ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста – в размере прожиточного минимума ребенка.
Ввести заявительный принцип предоставления пособий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека, например, не выше, чем средний по региону.
Совершенствование пенсионной системы.
Необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. В самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность.
Новая пенсионная политика для среднего класса. В первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы.
Образование и культура
Первоочередные национальные задачи.
Первое. В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. Включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.
Второе. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Если школы работают в трудных социальных условиях, то они должны получать специальную поддержку – методическую, кадровую, финансовую.
Третье. Вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы.
Четвертое. Обновление программы и методов работы школы. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5–6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.
Поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире.
Пятое. Стипендия должна достигнуть прожиточного минимума студента.
Шестое. Совершенствовать систему EГЭ. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений.
Седьмое. Создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.
Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Оптимальная форма подготовки профессионалов – это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации.
Восьмое. В 2012–2014 гг. провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь – по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.
Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам.
Девятое. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования. В этом случае потребуется не 3–4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ.
Инвестиции в образование станут ключевым бюджетным приоритетом.
Культура.
Первое. Обеспечить, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.
Второе. Развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества и выделить другие необходимые ресурсы. Чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.
В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна.
Министерству культуры вместе с руководителями регионов создать – и широко обсудить с интеллигенцией – проект государственной программы развития культуры в малых городах.
Создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России.
Третье. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран. Расширять стипендиальные программы и для молодых российских деятелей искусств – давая им возможность поработать в новых для себя городах и регионах.
Четвертое. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный», «исторический» канал и несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.
Сохранение человека
Необходимо решить целый ряд проблем здравоохранения.
Первое. В течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, в сочетании с обновлением программ повышения квалификации.
Второе. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства.
Нужна дорожная карта развития лекарственного обеспечения и принятие мер по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей.
Третье. Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.
Четвертое. Создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.
Жилье
Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. Только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей.
Средний класс должен иметь возможность приобрести новое жилье, используя ипотечные механизмы.
Что мы предполагаем делать?
Первое – снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Две трети усилий и затрат строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.
Введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов. Строители могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные.
На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов.
В совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах – до 30%.
Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. Земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты – бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья).
Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы. Будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора.
Четвертое. Надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. Стимулировать создание специализированных компаний – как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов.
Доступное арендное жилье – это важное условие роста территориальной мобильности граждан, экономической конкуренции городов и регионов.
Для людей с невысокими доходами будем создавать программы развития некоммерческой аренды жилья.
Среда обитания
Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и возрастающую часть расходов семей. Качество многих услуг не соответствует их стоимости.
Проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг.
Региональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Приложив усилия к тому, чтобы рынок ЖКХ привлекал большое количество фирм-конкурентов.
Первое. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ.
Второе. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. Важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет.
Третье. Создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций. Задача частного бизнеса в ЖКХ – реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг.
Сбережение России
На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население – лишь 2 процента от жителей Земли. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.
В России живет 143 млн. человек. При сохранении существующих и отсутствии новых мер – к 2050 г. оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же удастся реализовать эффективную стратегию народосбережения – население увеличится до 154 млн. человек. Таким образом – историческая цена выбора между действием и бездействием – почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.
Первое. Должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми.
Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель – содействие от государства.
Второе. Объективно потребуется «умная» миграционная политика, построенная на требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.
Разработать действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину.
Ключевым условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Значительно упростить путь к получению вида на жительство и гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности.
Журнал «Вестник Российской нации». 2012. № 2-3.