Интернационализация российского гуманитарного образования как фактор укрепления позиций России на постсоветском пространстве
Интернационализация высшего образования – важнейшая характеристика современной системы образования и необратимый процесс в ее развитии. По крайней мере, это актуально для любого государства, ориентированного на инновационность и стремящегося к достойному ответу на вызовы времени.
При этом у интернационализации образования, как говорится, две стороны медали, которые при грамотном подходе могут и должны использоваться для укрепления интеллектуального потенциала страны. Первая сторона – это заимствование лучшего опыта и достижений наших зарубежных партнеров и их интеграция в отечественный учебный и научно-исследовательский процесс. Здесь имеется в виду и привлечение лучших преподавательских кадров для чтения лекций и проведения семинаров, научных разработок, и организация командировок и стажировок, и открытие курсов повышения квалификации, образовательных (в том числе, совместных) программ по новым специальностям и направлениям подготовки и т.д.
Вторая сторона интернационализации – возможности продвижения российского образования, науки и культуры на глобальном рынке в самом широком смысле этого слова. Это нашло отражение в очень четко сформулированных положениях седьмой программной статьи действующего (на момент публикации его материала в «Московских новостях» 27 февраля 2012 г. – премьер-министра и кандидата в президенты) главы нашего государства В.В. Путина, который отметил, что «…мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке. Возрождение мирового интереса к сфере идей, культуры, проявляющееся через включение обществ и экономик в глобальную информационную сеть, дает России с ее доказанными талантами в сфере производства культурных ценностей дополнительные шансы. Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках.
Русскоязычное пространство – это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире – и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский»1 .
Особенно актуален этот тезис применительно к постсоветскому пространству. Распад СССР в 1991 г. знаменовал собой окончание целой эпохи и одновременно с тем послужил импульсом к созданию принципиально новой геополитической конфигурации на евразийском континенте, породил целый ряд новых проблем политического, военного, социального и гуманитарного характера. На пространстве, некогда объединенном в рамках одной огромной страны, возник целый ряд субъектов международного права. Отношения с этими государствами, согласно Концепции внешней политики нашей страны, являются одним из приоритетов для Российской Федерации. Центробежные тенденции на постсоветском пространстве затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социокультурного взаимодействия, хотя сама логика развития независимых государств диктует иной выбор – сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества.
В последние годы в России все активнее развиваются исследования в области постсоветского пространства, и эта тематика постепенно входит в рамки учебных программ в высших учебных заведениях. На многих гуманитарных факультетах в классических университетах появляются курсы по постсоветскому зарубежью как одному из этапов новейшей истории зарубежных стран, образовываются учебно-научные структуры, которые непосредственно занимаются постсоветским зарубежьем. Эта проблематика вошла в диссертационные советы по всеобщей истории. Специалисты по странам ближнего зарубежья все более востребованы как в государственных органах, занимающихся взаимодействием между Россией и странами постсоветского пространства, так и в частном бизнесе, активно работающим в регионе.
Произошедшие в 1990-е гг. кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере. Модернизация образования стала необходимостью и как ответ на вызов времени – общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовательной сфере между странами СНГ постоянно присутствует в повестке дня на саммитах Содружества и двухсторонних переговорах постсоветских лидеров. Однако нельзя констатировать, что за время, прошедшее с момента распада СССР, потенциал взаимодействия в этой сфере был реализован в достаточной степени.
На современном этапе представляется целесообразным уйти от главенствовавшего долгое время подхода, согласно которому постсоветское пространство понималось только как объект или предмет внешней политики России. В настоящее время его изучение не может ограничиваться только двусторонними связями России со странами ближнего зарубежья, ведь появляются модули, объединяющие страны, не только входящие в ближнее зарубежье, но и дальнее, к примеру, Шанхайская организация сотрудничества. Кроме того, отношения между государствами во многом определяются форматом их взаимодействия в интеграционных объединениях в экономической и военно-политической областях – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП и др. Споры относительно характера этих интеграционных структур не утихают в среде политиков, экономистов, политологов. У двух парадигм, характеризующих сущность новых политических и экономических объединений – новой формы интеграции или формы «цивилизованного развода», – есть свои сторонники и противники. В этой связи представляется необходимым активизировать исследования дихотомии интеграционных и дезинтеграционных процессов, оценки причин возникновения интеграционных структур, их генезиса, функционирования и той роли, которую они играют в современном мире.
Как историк я не могу не отметить, что с понятием ближнего или постсоветского зарубежья тесно связано понятие зарубежья российского. Последнее является уникальным объектом, в развитии которого можно наблюдать специфику взаимоотношений между феноменами языка, культуры и этноса. Концепт «Русского мира» в последние годы становится частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, поскольку позволяет соединить в единый комплекс те проблемы развития, которые связаны с миграционными потоками всех направлений. Осмысление роли и места «Русского мира» в международном контексте, в том числе на постсоветском пространстве, является не только условием формирования объективного взгляда на мировой исторический процесс, но и важной составляющей для понимания современных социокультурных процессов и их прогнозирования.
Перспективы выстраивания механизма единых образовательных связей внутри постсоветского пространства можно рассматривать в нескольких направлениях. Это формирование «общего рынка» образовательных услуг (например, такие проекты, как открытие «Университета ШОС»), выстраивание динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, дальнейшее укрепление соответствующей договорно-правовой базы сотрудничества, создание структуры, проводящей мониторинг системы взаимодействия. При наличии политической воли и четкой концепции взаимодействия можно надеяться, что у интеграции в области образования большие перспективы.
Важнейшей формой взаимодействия между гуманитариями представляется развитие таких проектов, как организация форумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов. Форумы – инновационная и перспективная форма сотрудничества, целью которой является создание постоянной площадки для результативного обмена опытом между руководителями ведущих гуманитарных вузов различных государств, а также для разработки и реализации совместных инновационных проектов в целях достижения нового уровня международного образовательного, научного и культурного взаимодействия.
В период с 2009 по 2012 гг. состоялись заседания форумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции, России и Германии, России и Италии, стран СНГ. Заседания форумов проводятся поочередно в известных мировых и региональных центрах образования и науки, таких как Баку, Берлин, Милан, Москва, Париж. Поддержку организации и проведению форумов неизменно оказывают Администрация Президента и Правительство, Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российский союз ректоров. Большое значение для развития многосторонних и двухсторонних научно-образовательных связей имеет тот факт, что в ходе Форумов между вузами-участниками подписываются итоговые меморандумы, заключаются договоры о сотрудничестве и соглашения о реализации конкретных совместных образовательных программ и научных проектов. Заседания форумов неизменно получают широкое освещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, деятельность форумов высоко оценивается со стороны органов власти государств-участников.
На мой взгляд, в целях фокусирования внимания на актуальных аспектах взаимодействия между гуманитариями в рамках форумов целесообразно проведение профильных секций, а также организация постоянно действующих межвузовских комиссий стран СНГ. Комиссии могут стать координационным центром сотрудничества между вузами в различных областях, включая организацию международных мероприятий, развитие межвузовского академического и библиотечного обмена, разработку и внедрение совместных образовательных программ и реализацию международных научно-исследовательских проектов.
В интересах России – стать системообразующим элементом образовательной модернизации «евразийского сообщества», а в более прагматичном плане – обеспечить ориентацию политической и экономической элит стран постсоветского пространства на получение высшего образования в России как современного и конкурентоспособного. У большинства стран постсоветского пространства существует стремление к взаимовыгодному сотрудничеству в образовательной сфере. Инициатива проявляется со стороны не только управленческих структур, но и вузовской общественности. Однако для усиления интеграционных процессов нужна финансовая и организационная помощь со стороны государственных органов.
Русский язык в целом представляет собой едва ли не главный механизм сохранения и укрепления российского культурного влияния. Не углубляясь в данную тему, которая получает достаточно широкое освещение как в научной и научно-популярной литературе, так и в средствах массовой информации, отмечу, что актуальными проблемами культурно-языковой политики в области общего и профессионального образования на постсоветском пространстве с точки зрения сохранения позиций русского языка остаются: активное функционирование сети общеобразовательных школ с русским языком обучения, поддержка выпуска учебной и научно-методической литературы на русском языке, сохранение преподавания на русском языке в высших учебных заведениях, усиление роли русского языка в сфере научных исследований.
Наряду с этим, огромное значение имеет подготовка в России квалифицированных специалистов по постсоветскому зарубежью. Для этого чрезвычайно важным представляется изучение государственных языков этих стран. Это позволит в будущем студентам не только общаться на языке изучаемой страны, но и уделить внимание работе с документами и источниками на этих языках, что особенно важно для изучения последних двух десятилетий, когда делопроизводство, деловая переписка и документооборот переводились в большинстве стран ближнего зарубежья на национальные языки. Организация учебно-научной работы по проблематике постсоветского зарубежья должна строиться на широком сотрудничестве вузов, обмене мнениями и опытом коллег как внутри России, так и на международном уровне. Это сотрудничество может и должно проявляться не только в проведении совместных конференций и круглых столов, но и в виде издания сборников документов, коллективных монографий, проведении совместных летних школ, активизации студенческого и преподавательского обмена.
Как историк я не могу обойти вниманием такую важную тему, как развитие взаимодействия в сфере исторического образования и науки, особенно на постсоветском пространстве, которые на протяжении двух десятилетий после распада СССР переживают период глубокой трансформации, обусловленной становлением национальных исторических школ на основе сформулированных политическими и интеллектуальными элитами концепций исторического прошлого и преемственности с настоящим, а также современных задач развития новых независимых государств. Наличие общего исторического прошлого и культурного наследия, с одной стороны, представляет широкую площадку для самого активного взаимодействия историков России и других государств постсоветского зарубежья, с другой, создает ряд проблем, обусловленных различными, а нередко и диаметрально противоположными характеристиками событий минувших исторических эпох в национальных историографиях, чрезмерной политизацией оценок тех или иных исторических явлений.
В числе наиболее спорных тем, прежде всего, выделяются сюжеты, касающиеся процесса вхождения тех или иных территорий в состав Московской Руси (наиболее противоречивая тема в украинской историографии), Российской империи, Советского Союза (наиболее противоречивая тема в историографии государств Балтии и Молдовы), период коллективизации и сталинских репрессий (наиболее острая тема в украинской историографии), вопросы взаимодействия национальных окраин и центра в рамках империй, наконец, период распада СССР и образования новых независимых государств. Поэтому процесс взаимодействия отечественных исследователей и педагогов и их коллег в новых независимых государствах является сложным, и поиск оптимальных форм сотрудничества продолжается до сих пор. Так или иначе, чем более активными на этом направлении будут отечественные историки, чем больше они будут вовлечены в дискуссию с их зарубежными коллегами, тем больше шансов нащупать реперные точки взаимодействия и научного консенсуса по злободневным темам, консенсуса, основанного на глубоком знании и понимании исторического прошлого.
Одну из самых серьезных проблем для современных историков представляет разрушение существовавшей на протяжении многих десятилетий общей для рассматриваемого пространства системы архивов, без комплексного использования которых не может идти речи об углублении существующих знаний о прошлом, о развитии ранее достигнутого уровня исследовательской работы и разработке новых проблем. В данном направлении работу необходимо проводить посредством не только обмена специалистами для прохождения разовых архивных стажировок, но и создания общих баз данных, налаживания схемы постоянного информационного обмена, который позволил бы современным исследователям иметь предельно полное представление о наличии материалов по определенной тематике в конкретных архивных учреждениях. Важной формой сотрудничества в данном направлении также является составление и выпуск совместных сборников ранее не публиковавшихся архивных документов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы превратить ведущие российские университеты в своего рода координационные центры исследовательской работы, посвященной истории стран постсоветского зарубежья. В этой связи большое значение имеет участие в деятельности профессиональных объединений, как сугубо исторических, так и направленных на решение более широкого спектра задач в разрезе социокультурной интеграции на постсоветском пространстве. В частности, представляемый мной Российский государственный гуманитарный университет вовлечен в активную работу в рамках Российского общества дружбы с Азербайджаном, российско-украинской комиссии историков, Российской ассоциации украинистов, комиссии историков и архивистов России и Чехии и др. Работа этих организаций, привлекающих большое внимание коллег из профильных стран ближнего зарубежья, способствует повышению международного престижа российского исторического образования и науки, расширению и укреплению имеющихся образовательных и научных связей, поиску новых партнеров.
Развитию продуктивного диалога, посвященного обсуждению общего исторического прошлого, способствует, как свидетельствует опыт нашего вуза, организация международных научных конференций и круглых столов, приуроченных к юбилеям памятных исторических дат, таких как победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., Отечественной войне 1812 г. и т.д., отмена крепостного права 1861 г. и другие Великие реформы императора Александра II, первый полет человека в космос. В качестве одного из ярких примеров следует отметить прошедшую в университете 23-24 апреля 2010 г. международную конференцию «Общая Победа: к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Организаторами мероприятия выступили РГГУ и фонд «Русский мир». Историки из России и стран СНГ, принимавшие участие в конференции, особое внимание уделили вкладу народов бывшего СССР в общую Победу в Великой Отечественной войне, а также вопросам исторической памяти и национального самосознания в новых независимых государствах.
Россиеведческая проблематика является одной из наиболее перспективных тем для научно-исследовательского и образовательного взаимодействия между историками России и других стран постсоветского зарубежья. Это хорошо видно на примере РГГУ, профильные подразделения которого, прежде всего, кафедра стран постсоветского зарубежья и историко-архивный институт, реализуют ряд россиеведческих программ, в рамках которых важное место занимает освещение общих для всего постсоветского пространства вопросов исторического развития.
Не менее значимым должно стать внимание к изучению и обсуждению исторической роли крупнейших деятелей науки, искусства и культуры в формировании общего культурного пространства на огромном по своим размерам регионе от Карпатских гор до Тянь-Шаня и Тихого океана. В числе объектов для подобных мероприятий можно рассматривать деятельность крупных ученых, писателей, художников, архитекторов и композиторов, чья жизнь и творчество в равной мере связаны с историей нескольких, а нередко и всех стран постсоветского зарубежья; известных историков дореволюционного и советского периодов – основателей исторических школ и направлений в области славистики, кавказоведения, изучения истории и культуры народов стран Балтии и Центрально-азиатского региона.
В заключение отмечу, что механизмы интернационализации российского гуманитарного образования имеют огромный потенциал с точки зрения укрепления российского культурного и научно-образовательного влияния на постсоветском пространстве. Однако эти механизмы должны использоваться последовательно и принесут свои позитивные плоды только в случае опоры на такую научно-образовательную систему в нашей стране, которая бы отвечала современным требованиям к организации образовательного процесса и научных исследований, другими словами, была бы в полной мере конкурентоспособна и, как следствие, привлекательна для наших ближайших соседей качеством предоставляемых образовательных услуг и возможностями научной работы.
1Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февраля.
Пивовар Ефим Иосифович – член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, ректор Российского государственного гуманитарного университета.