Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России
Конспект статьи Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Московские новости» 20 февраля 2012 г.
Уже сегодня раздаются голоса, что скоро «объективно» встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения.
Мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью.
Именно поэтому мы ни при каких условиях не откажемся от потенциала стратегического сдерживания и будем его укреплять.
Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей.
Это «плата по счетам» за те годы, когда Армия и Флот хронически недофинансировались.
«Умная» оборона от новых угроз
Нужно научиться оценивать характер угроз на 30–50 лет вперед.
Необходимо создать качественно новую, «умную» систему военного анализа и стратегического планирования, подготовки готовых «рецептов» и их оперативной реализации в структурах наших силовых ведомств.
Вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга невысока, таковая означала бы конец цивилизации.
По мере массового принятия на вооружение высокоточных неядерных средств большого радиуса действия все более четко будет проявляться тенденция закрепления за ними роли оружия решительной победы над противником, в том числе и в глобальном конфликте.
Большое, если не решающее, значение будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства. А в более отдаленной перспективе – создание оружия на новых физических принципах. Подобные системы будут сопоставимы с ядерным оружием, но более «приемлемы» в политическом и военном плане. Роль стратегического баланса ядерных сил будет постепенно снижаться.
Россия не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов. Перед страной стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности.
Совместно с нашими союзниками мы должны укреплять возможности Организации Договора о коллективной безопасности. Включая Коллективные силы оперативного реагирования.
Приоритетом политики России останутся вопросы обеспечения динамичного развития Вооруженных Сил, атомной и космической промышленности, ОПК, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследовательских программ.
Армия сберегла Россию
Распад единой страны, экономические и социальные потрясения 1990-х гг. ударили по всем государственным институтам. Через тяжелейшие испытания прошла и наша Армия. Боевая подготовка была практически свернута. Части «первого стратегического эшелона» из Восточной Европы поспешно выводились в «чистое поле». Эти, наиболее боеспособные, максимально укомплектованные соединения шли «под нож».
Офицеры месяцами не получали денежное довольствие. Возникали проблемы даже с питанием личного состава. Военнослужащие увольнялись десятками тысяч. Число генералов, полковников, подполковников и майоров превышало количество капитанов и лейтенантов. Оборонные предприятия простаивали, погружались в долги и теряли ценнейших, «штучных» специалистов.
По Вооруженным Силам был нанесен разрушительный информационный удар. Считаю это настоящим моральным преступлением и предательством.
Мы должны всегда помнить, чем обязана страна солдатам и офицерам, которые в тяжелейшие 1990-е гг. сохранили Армию. Эти люди сберегли Дух и Честь Армии. Целостность и суверенитет России.
В 1999 г. банды международных террористов развязали агрессию против России. А укомплектованных частей, способных без дополнительной подготовки приступить к выполнению задач, практически не было.
Но Армия выполнила свою задачу. Главное, в государстве, в обществе наконец вернулось понимание простой истины – Вооруженными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придется кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов.
Мы начали с самых неотложных вещей. Восстанавливали систему элементарных социальных гарантий, ликвидировали задержки с выплатой денежного довольствия.
На всех стратегических направлениях формировались части постоянной готовности, укомплектованные контрактниками. Создавались самодостаточные группировки.
Опыт всех предыдущих лет доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры полностью исчерпан.
Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно. Она не отвечала не только перспективным, но и современным требованиям.
Выход был только один – строить Новую Армию. Армию современного типа. С этим связаны неизбежные ошибки, обиды, претензии. Обостренная общественная реакция, в том числе в самой армейской среде. Сбои, «эксцессы исполнителей», слабая информационная работа и отсутствие каналов «обратной связи», формальное исполнение директив – все это реальные «проблемные точки» идущей реформы.
Что уже сделано
Частей сокращенного состава в Армии больше не осталось. В Сухопутных войсках развернуто более 100 общевойсковых и специальных бригад. Норматив их подъема по тревоге – один час. Переброска на потенциальный театр боевых действий – сутки.
Прежде требовалось до пяти суток. А развертывание и оснащение всех Вооруженных Сил «по штатам военного времени» должно было занимать практически год, когда время большинства вооруженных конфликтов сегодня длится от нескольких часов до нескольких дней.
Почему в качестве основной тактической единицы выбрана бригада? Прежде всего с учетом опыта Афганской и других кампаний, когда вместо полков и дивизий эффективно показали себя мобильные боевые и штурмовые группы, усиленные авиацией, другими средствами поддержки.
Российская Армия избавляется от всех несвойственных, вспомогательных функций. Отрыв от боевой учебы сведен к минимуму.
Реформа военного образования. Формируется 10 крупных научно-учебных центров.
Без серьезного развития военных исследований не может быть ни эффективной военной, ни военно-технической доктрины, не могут эффективно работать структуры Генерального штаба. Мы должны восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования. Военная наука должна оказывать решающее влияние на формирование задач ОПК.
Нормальное развитие военных исследований невозможно без партнерства с гражданской наукой.
Органы управления в Вооруженных Силах сокращены в два раза. Сформированы четыре укрупненных военных округа: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Им под управление переданы силы ВВС, ПВО и Флота. С 1 декабря 2011 г. на боевое дежурство в России заступил новый род войск – Войска воздушно-космической обороны.
В Военно-воздушных силах созданы 7 крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой. Модернизируется аэродромная сеть. За последние 4 года – впервые за 20 лет – капитально отремонтировано 28 аэродромов. В текущем году планируются работы еще на 12 военных аэродромах.
Мы серьезно нарастили возможности системы предупреждения о ракетном нападении. Уже введены в строй станции слежения в Ленинградской и Калининградской областях, в Армавире, начаты испытания аналогичного объекта в Иркутске. Развернута полная космическая группировка системы «ГЛОНАСС».
Обеспечена надежная устойчивость и достаточность наземной, морской и воздушной составляющей Стратегических ядерных сил России. Доля современных ракетных комплексов наземного базирования за последние четыре года возросла с 13 до 25 процентов. Будет продолжено переоснащение еще 10 ракетных полков стратегическими комплексами «Тополь-М» и «Ярс». В Дальней авиации полностью сохранен парк стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95мс, идут работы по их модернизации. На вооружение принята новая крылатая ракета воздушного базирования большой дальности. С 2007 г. возобновлены полеты стратегической авиации в районах боевого патрулирования. Начинается разработка перспективного авиационного комплекса для Дальней авиации.
На дежурство заступают подводные стратегические ракетоносцы нового проекта «Борей». Лодки такого класса – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» – уже проходят государственные испытания.
Флот возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана, в том числе в Средиземном море.
Задачи предстоящего десятилетия
Мы приступили к масштабному, комплексному перевооружению Армии и Флота, других силовых структур. Приоритеты здесь – это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, «беспилотники» и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним.
Система подготовки органов управления и войск. Основные усилия будут сконцентрированы на «сколачивании» эффективных межвидовых группировок войск и сил.
Предстоит определить перспективную идеологию развития видов и родов войск, обозначить их цели и задачи в соответствующих концептуальных документах.
Укрепление системы воздушно-космической обороны страны. К этим действиям нас подталкивает политика США и НАТО в вопросе развертывания ПРО.
Гарантией от нарушения глобального баланса сил может служить способность преодолевать любую систему противоракетной обороны и защитить российский ответный потенциал. Этой цели будут служить Стратегические ядерные силы и структуры воздушно-космической обороны.
Наша задача – возрождение «океанского» военно-морского флота, прежде всего на Севере и на Дальнем Востоке.
На современную военную технику уже переведено более 250 частей и соединений, в том числе – 30 авиационных эскадрилий. А к 2020 г. доля новых образцов вооружений в войсках должна составлять не менее 70 процентов.
Социальное лицо Армии
В 2007 г. было принято решение по реформированию и существенному повышению денежного довольствия и военных пенсий. В 2009 г. был начат масштабный эксперимент по повышению оплаты ратного труда.
С 1 января 2012 г. денежное довольствие военнослужащих выросло практически в три раза. Вооруженные Силы – как работодатель – становятся более чем конкурентоспособны.
Пенсии военных пенсионеров повышены с 1 января текущего года – сразу в 1,6 раза. В дальнейшем – «военные пенсии» будут ежегодно повышаться, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.
Введен специальный образовательный сертификат, который позволит военнослужащему после увольнения получить образование или пройти переподготовку в любом учебном заведении страны.
Жилищная проблема. В 1990-е гг., в лучшем случае за счет всех источников, предоставлялось 6–8 тысяч квартир или жилищных сертификатов в год. Людей часто увольняли вовсе без квартир.
С 2000 г. существенно увеличили объемы предоставления жилья – вышли на уровень в среднем до 25 тысяч квартир в год. Нужен был кардинальный перелом.
Первым шагом стала Президентская программа «15+15», реализованная в 2006–2007 гг., когда военнослужащим было сразу дополнительно предоставлено еще порядка 20 тысяч квартир.
За 2008–2011 гг. только для военнослужащих Минобороны было приобретено и построено уже порядка 140 тысяч квартир для постоянного проживания и 46 тысяч – служебных квартир.
В 2012–2013 гг. необходимо полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильем. К 2014 г. завершим формирование современного фонда служебного жилья. Таким образом, «вечный» квартирный вопрос военнослужащих будет решен.
Также до конца 2012 г. в полном объеме обеспечим квартирами военнослужащих, которые в 1990-е гг. были уволены без жилья и стоят в муниципальных очередях (свыше 20 тысяч).
Военнослужащие, заключившие контракт после 2007 г., будут обеспечиваться жильем в рамках накопительно-ипотечной системы. Число ее участников превысило 180 тысяч человек, уже приобретено более 20 тысяч квартир.
Судьба военных городков. А это – бывшие военнослужащие и их семьи, пенсионеры, гражданские специалисты.
Жилые дома, детские сады, объекты ЖКХ Минобороны должны передаваться муниципалитетам в отремонтированном состоянии, пригодном к эксплуатации, вместе с финансовыми ресурсами на текущее содержание.
Система комплектования Вооруженных Сил. Сейчас в армии по контракту служит 220 тысяч офицеров и 186 тысяч солдат и сержантов. Планируется, что в течение 5 лет ежегодно будет набираться еще по 50 тысяч контрактников.
Младшие командиры, все солдаты-контрактники будут проходить подготовку в специальных учебных центрах и сержантских школах.
К 2017 г. – при общей штатной численности Вооруженных Сил в один миллион человек – 700 тысяч будут составлять «профессионалы»: офицеры, курсанты военных вузов, сержанты и солдаты-контрактники. А к 2020 г. – число служащих по призыву сократится до 145 тысяч.
Наша цель – построение полностью профессиональной армии. Сохранение смешанной системы комплектования на обозримую перспективу – это компромисс между поставленными задачами и текущими возможностями страны.
Для поддержания дисциплины в воинских коллективах создается Военная полиция. В воспитании военнослужащих, в защите их прав и интересов, в обеспечении здорового морального климата в частях должны активно участвовать общественные, ветеранские, религиозные и правозащитные организации.
В ближайшие годы в каждом воинском контингенте должны появиться военные священники.
Престиж срочной службы. Речь должна идти о дополнительных правах при поступлении в лучшие университеты. О предоставлении возможности за счет государства получить дополнительную подготовку для сдачи профессиональных экзаменов. Для отслуживших выпускников вузов – о бюджетных грантах на обучение в лучших отечественных и зарубежных бизнес-школах. А также – о преференциях при приеме на государственную гражданскую службу. При включении в управленческие резервы. Армия должна вернуть себе традиционную роль важнейшего социального лифта.
Служба в «обученном резерве». Такие резервисты – как это принято во многих других странах – должны будут проходить регулярную переподготовку, сборы.
Нет внятной концепции национального резерва Вооруженных Сил. Его создание и открытое обсуждение – наша ближайшая задача.
О казачестве. Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Понятие почетной воинской обязанности для мужчин мы отменять не можем, и они должны быть готовы встать на защиту Родины в минуту опасности.
Надо на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом.
Поддерживаю идею создания Добровольческого движения Народного фронта в поддержку Армии, Флота и ОПК.
О новых требованиях к российскому ОПК
Отечественные оборонные центры и предприятия за последние 30 лет пропустили несколько циклов модернизации.
За предстоящее десятилетие мы должны наверстать это отставание. Вернуть себе технологическое лидерство по всему спектру основных военных технологий.
Предстоит решить сразу несколько взаимосвязанных задач. Кратное увеличение поставок современного и нового поколения техники. Формирование опережающего научно-технологического задела, разработка и освоение критических технологий для развития производства конкурентоспособной продукции военного назначения. Создание на новой технологической основе производств по выпуску перспективных образцов вооружения и военной техники. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы.
Закупка военной техники за рубежом. Это позволяет быстро решать неотложные задачи в сфере обороны и стимулировать национального производителя.
Никакая «точечная» закупка военной техники и оборудования не может заменить производство собственных видов вооружений, а может служить лишь основой для получения технологий и знаний.
Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причем оплаченных за государственный счет.
Деятельность предприятий ОПК должна быть сконцентрирована именно на серийном выпуске качественного отечественного оружия с наилучшими тактико-техническими характеристиками, соответствующими сегодняшним и перспективным оборонным задачам. Только новейшие виды оружия и военной техники позволят России укрепить и развивать позиции на мировых рынках вооружений.
Мы должны обеспечить техническое, технологическое, организационное превосходство над любым потенциальным противником. Это позволит предприятиям вести долгосрочное планирование, направлять ресурсы на техническое перевооружение, разработку новых моделей и видов вооружений. А научные центры и институты получат стимул и ясные ориентиры для развития фундаментальных и прикладных наук.
Надо пересмотреть принципы планирования, реализации государственной программы вооружений.
Начинать надо с увязки военного планирования и обеспечения Армии вооружением и военной техникой, другими ресурсами. Подумать о целесообразности создания единого органа, отвечающего за размещение и контроль исполнения «оборонных» контрактов. Такой орган отвечал бы за выполнение государственного оборонного заказа в интересах всех ведомств.
Предприятия и институты ОПК, не имея единой информационной базы, часто дублируют научно-исследовательские разработки. Мы должны идти по пути создания «сквозного редактора», единых баз данных, единых стандартов, прозрачного механизма ценообразования на продукцию ОПК.
Проводя госзакупки, нужно стимулировать конкуренцию. На этапе создания готовой продукции приоритет должен отдаваться проекту-победителю, чтобы не дублировать системы вооружений.
Достижение мирового технологического лидерства в области производства вооружений предполагает восстановление полного индустриального цикла от моделирования и проектирования до массового изготовления серийных изделий, обеспечения их эксплуатации в войсках и последующей утилизации.
Недостаток стимулов для развития носителей прорывных идей, утрата связей между вузами, отраслевыми институтами и предприятиями ОПК приводит к отставанию в области оборонно-промышленных исследований, разрушению научных школ и наукоемких отраслей.
Государство должно настойчиво искать прорывные разработки, выявлять научные коллективы, способные реализовать собственный задел по требуемому профилю, стимулировать здоровую конкуренцию на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В том числе за счет привлечения нестандартных идей, которые рождаются в коллективах молодых энтузиастов.
Именно исследования и опытные разработки для «обороны», получающие мощное и устойчивое государственное финансирование, позволяют довести до реализации многие прорывные технологии, которые в гражданском секторе просто не прошли бы «порога рентабельности». Они уже в готовом виде приспосабливаются гражданским сектором.
Нужны современные структуры, работающие в качестве брокера между военными, промышленными, научными и политическими кругами. Способные выявлять и поддерживать лучшее в национальном инновационном поле.
Нужно активнее привлекать потенциал гражданских университетов к реализации программ модернизации ОПК. Крупные «оборонные» заказы способны стать еще одним источником развития наших ведущих университетов и исследовательских центров.
Обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Обеспечит устойчивость множества научных и конструкторских коллективов, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора.
Мы должны строго охранять ограниченное количество действительно важных секретов и стимулировать обмен большей частью научно-технической информации. Обеспечить встречные потоки инноваций, технологий между «оборонным» и «гражданским» секторами. Реальную оценку должна получить интеллектуальная собственность, создаваемая в «оборонке». Необходимо ориентироваться и на выпуск гражданской продукции на предприятиях оборонной индустрии.
Надо провести глубокую ревизию экономической деятельности предприятий ОПК.
Чрезмерная закрытость уже привела к снижению конкуренции, взвинчиванию цен на продукцию военного назначения, получению сверхприбылей, идущих в карманы коммерсантов и чиновников. Всегда, когда это не противоречит национальным интересам, надо отказываться от практики проведения закрытых торгов. Закупки в сфере обороны должны находиться под пристальным общественным контролем, а наказания за нарушения в области гособоронзаказа должны быть ужесточены.
Важно продвигать государственно-частное партнерство в оборонной промышленности, в том числе упрощая процедуры создания новых оборонных производств.
Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменять отрасль.
Необходимо создать открытый информационный источник по потребностям ОПК в привлечении частного бизнеса и инвестиций.
Надо провести ревизию мобилизационных потребностей страны. Основу оборонно-промышленного комплекса и «мобилизационного резерва» должны составлять современные технологичные производства, готовые выпускать конкурентную высококачественную продукцию.
Необходимо повышать престиж профессий, связанных с работой «на оборону». Разумно наделить специалистов, занятых в ОПК, дополнительными социальными гарантиями и даже привилегиями.
Система образования и подготовка новых кадров на производстве. Ключевую роль должны играть специализированные вузы и техникумы, а также технические учебные заведения общего профиля, откуда выпускники часто идут работать в «оборонку». Возможно реализовать схему трудоустройства на базе трехсторонних контрактов между вузом, отраслевым концерном и студентом.
Следует подумать и о целевом направлении молодых работников ОПК и студентов технических вузов на практику в передовые российские и мировые лаборатории, институты и заводы. Надо обязательно поддерживать и программы повышения квалификации непосредственно на производствах.
Журнал «Вестник Российской нации». 2012. № 2-3