Владимир Путин
Демократия и качество государства

Конспект статьи Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Московские новости» 6 февраля 2012 г.

Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления.

В 1990-е гг. под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», столкнулись и с анархией, и с олигархией.

К началу 1990-х общество состояло из людей, еще не научившихся быть хозяевами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства и не умевших противостоять манипулированию.

Общество прошло трудный процесс взросления.
Политика, которая проводилась в 2000-е гг., последовательно воплощала волю народа. Это каждый раз подтверждалось выборами.

Политическая конкуренция – это нерв демократии, ее движущая сила. Она многократно усиливает «мощность» государства.

Сегодня качество государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Гражданское общество стало несравненно более зрелым. Надо обновить механизмы демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность.


О развитии демократии

В Государственную Думу внесен пакет предложений по развитию политической и партийной системы. Речь идет об упрощении порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны.

Надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Могла обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости.

Необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений – как стратегических, так и тактических.

Важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию. Те, кто выбирают «принимающих решения», понимают, кого и что они выбирают. Это принесет доверие, конструктивный диалог и взаимное уважение между обществом и властью.


Новые механизмы участия

Современная демократия не может сводиться только лишь к «походу к урнам». Демократия заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это – общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.

Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы.

Необходимо улучшение языка правотворчества. Важно создание дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга их исполнения.

Развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться. СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.

Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создания с их помощью «саморегулируемых» барьеров. Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка.

Предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы.

Интернет-демократия. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности.

Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить.

Важная задача – изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. Их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов – соответствующие общественные палаты. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов.

«Электронное правительство». Большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете.
Предлагаю, чтобы в течение этого года Общественная палата и Совет по гражданскому обществу и правам человека при Президенте России разработали, провели публичное обсуждение и внесли проекты перечней обязательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации для клиентов.

Максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти.


Местное самоуправление – школа демократии

«Профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления.

Направления по повышению действенности местного самоуправления. Во-первых, оно должно оставаться властью «шаговой доступности». Во-вторых, муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий.

Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.
Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам.
Важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний.

Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов. Руководство муниципальных образований должно отчитываться перед своими избирателями.

Судьба малых городов. Надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). Исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан.


О российском федерализме

Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов. При этом нельзя потерять управляемость страной.

Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти.
Функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан.

Потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан.
Нужно учитывать, что территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития. А также – в разных социокультурных плоскостях. Образ жизни людей определяют разные традиции, обычаи, модели поведения.

Историческая задача – в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.


Конкурентоспособное государство

Необходимо новое государственное сознание. В центре которого – создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства.

Основные приоритеты.

Первое. Разорвать связку «власть-собственность». Должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь.

Второе. Надо широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. На этой основе может быть обеспечена гармонизация стандартов обслуживания с международными нормами.

Третье. Будем развивать конкуренцию государственных администраторов – губернаторов, мэров, функционеров. Наладим мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления.

Четвертое. Надо переходить к стандартам госуслуг нового поколения – основанным на позиции потребителя этих услуг.

Каждый человек должен ясно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что спросить с конкретного чиновника.

Пятое. Предлагаю внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация. Плохо работающий чиновник должен быть не просто уволен, а на несколько лет лишен права быть государственным или муниципальным служащим.

Шестое. Необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих. Потребуется внедрение системы оплаты труда государственных служащих, позволяющей гибко учитывать состояние рынка труда.

Седьмое. Институт омбудсменов. Будем идти по пути специализации и профессионализации этого института. Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации.


Мы должны победить коррупцию

Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников – людей на службе государства.

Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция.

Законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты.

Кандидаты должны выдвигаться не Президентом, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций.

Парламентариям надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований.

Внедрить новые принципы в кадровой политике – в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. Добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной.

Выделить коррупционно опасные должности – как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи.


О развитии судебной системы

Главный вопрос – ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе.

Конкретные шаги.

Первое. Сделаем правосудие доступным для граждан. В том числе введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками.

Второе. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Расширим сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане.

Третье. Единая, открытая, доступная база всех судебных решений. Создать такую базу в системе судов общей юрисдикции. Подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Какие решения принимают по аналогичным делам, но с разным составом участников.

Четвертое. Возрождение «судебной» журналистики позволит глубже обсуждать правовые проблемы общества, повышать уровень правосознания.

Журнал «Вестник Российской нации». 2012. № 2-3.