Владимир Путин
Россия и меняющийся мир

Конспект статьи Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Московские новости» 27 февраля 2012 г.

Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь «задвинуть» ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности.

Цели нашей внешней политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер и отражают уникальное место России на мировой политической карте, ее роль в истории, в развитии цивилизации.

Мы продолжим курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза. Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям – достойное место на глобальном рынке.

Будем стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без потрясений.


Кто подрывает доверие

К числу важнейших постулатов относятся неделимый характер безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права.

Именно через такую призму мы воспринимаем некоторые аспекты поведения США и НАТО, которые не вписываются в логику современного развития, опираются на стереотипы блокового мышления. Это расширение НАТО, включающее размещение новых объектов военной инфраструктуры, и планы альянса по созданию системы ПРО в Европе.

Часто говорят – права человека первичны по отношению к государственному суверенитету. Но когда при использовании этого положения легко нарушается государственный суверенитет, когда права человека защищаются извне и на выборочной основе – и в процессе «защиты» попираются такие же права массы людей, включая самое базовое – право на жизнь, – речь идет об элементарной демагогии.

Важно, чтобы ООН и ее Совет Безопасности могли эффективно противостоять диктату со стороны ряда стран и произволу на международной арене. Речь прежде всего о НАТО, пытающемся взять на себя несвойственные для «оборонительного альянса» функции.
У натовцев, и прежде всего у США, сложилось своеобразное понимание безопасности, фундаментально отличающееся от нашего. Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость.

Абсолютная неуязвимость для одного означала бы абсолютную уязвимость для всех остальных. Нарушение принципа единства и неделимости безопасности чревато серьезнейшими угрозами. В конечном счете – и для тех государств, которые инициируют такие нарушения.


«Арабская весна»: уроки и выводы

Год назад мир столкнулся с новым феноменом – почти синхронными демонстрациями во многих арабских странах против авторитарных режимов.

Однако скоро стало ясно, что во многих странах вместо утверждения демократии, вместо защиты прав меньшинства – выталкивание противника, переворот, когда доминирование одной силы сменяется еще более агрессивным доминированием другой.

Нельзя допустить, чтобы «ливийский сценарий» кто-то попытался реализовать в Сирии. Усилия международного сообщества должны быть направлены прежде всего на достижение межсирийского примирения. Важно добиться скорейшего прекращения насилия, запустить общенациональный диалог – без предварительных условий, без иностранного вмешательства и при уважении суверенитета страны. Главное – не допустить возникновения полномасштабной гражданской войны.

Мы против принятия таких резолюций СБ ООН, которые трактовались бы как сигнал к военному вмешательству во внутрисирийские процессы. Россия вместе с Китаем не допустила принятия резолюции, которая как раз читалась бы неоднозначно, а на практике стимулировала бы насильственные действия одной из сторон внутреннего конфликта.

С учетом крайне резкой реакции на российско-китайское вето хотел бы предостеречь западных коллег от соблазна прибегнуть к ранее использовавшейся схеме: есть одобрение СБ ООН на ту или иную акцию – хорошо, нет – создадим коалицию заинтересованных государств.
Сама логика такого поведения не способствует урегулированию ситуации внутри переживающей конфликт страны, вызывает дальнейшую разбалансировку всей системы международной безопасности, подрывает авторитет и центральную роль ООН.

В странах, непосредственно прошедших через «арабскую весну», как ранее в Ираке, российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции, лишаются крупных контрактов. А освободившиеся ниши заполняются экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов.

Может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а заинтересованностью в переделе рынков. Мы намерены активно работать с новыми властями арабских стран, чтобы оперативно восстановить наши экономические позиции.

Вижу реальные предпосылки, чтобы Россия в полной мере сохранила свои ведущие позиции на ближневосточной арене.

«Арабская весна» ярко продемонстрировала, что мировое общественное мнение формируется путем самого активного задействования информационных и коммуникационных технологий. Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики. Это новый фактор, требующий осмысления, в частности для того, уменьшить риск использования интернета террористами и преступниками.

«Мягкая сила» – комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия. Нередко эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств.

Следует четко различать – где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты «мягкой силы». Активность «псевдо-НПО», других структур, преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима.

В мире много «агентов влияния» крупных государств, блоков, корпораций. Когда они выступают открыто – это просто одна из форм цивилизованного лоббизма. У России тоже есть такие институты – Россотрудничество, фонд «Русский мир», наши ведущие университеты, расширяющие поиск талантливых абитуриентов за рубежом.

Но Россия не использует национальные НПО других стран, не финансирует эти НПО, зарубежные политические организации в целях проведения своих интересов. Влияние на внутреннюю политику и на общественное настроение в других странах должно вестись исключительно открыто.


Новые вызовы и угрозы

Иран. Несомненно, Россию тревожит нарастающая угроза военного удара по этой стране.
Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ. Если это получится – тогда отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние.
Корейская ядерная проблема. Пхеньян, нарушая режим нераспространения, открыто заявляет о своих претензиях на право обладания «военным атомом», уже дважды провел испытания ядерных зарядов. Ядерный статус КНДР для нас неприемлем. Мы неизменно выступаем за денуклеаризацию Корейского полуострова, причем исключительно политико-дипломатическими средствами, призываем к скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров.
Недопустимы попытки испытать на прочность нового лидера КНДР, которые, по сути, провоцировали бы необдуманные контрмеры.

Как возникают риски распространения ядерного оружия – и кто их усиливает. Участившиеся случаи грубого и даже силового вмешательства извне во внутренние дела стран могут стимулировать те или иные авторитарные режимы к обладанию ядерным оружием.
Поэтому и так называемых «пороговых» стран становится не меньше, а больше. В этих условиях возрастает значение создаваемых в различных частях мира зон, свободных от ОМУ. По инициативе России начата работа по обсуждению параметров такой зоны на Ближнем Востоке.

Если удастся искоренить стимулы, подталкивающие государства к обладанию ядерным оружием, то можно будет на основе действующих договоров сделать международный режим нераспространения по-настоящему универсальным и прочным. Такой режим давал бы возможность всем заинтересованным странам в полной мере пользоваться благами «мирного атома» под контролем МАГАТЭ.

Афганистан. Мы поддержали военную операцию по оказанию международной помощи этой стране. Но международный военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач. Террористическая и наркоугроза, исходящая из Афганистана, не снижается. Объявив об уходе из этой страны в 2014 г., американцы занимаются созданием там и в соседних государствах военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования.

Афганистан – наш близкий сосед, и мы заинтересованы в том, чтобы эта страна развивалась стабильно и мирно. И главное – перестала быть главным источником наркоугрозы. Производство афганских наркотиков в прошлом году увеличилось почти на 40%. Россия сталкивается с настоящей героиновой агрессией.

Учитывая масштабы афганской наркоугрозы, одолеть ее можно только всем миром, опираясь на ООН и региональные организации — ОДКБ, ШОС и СНГ. Мы готовы рассмотреть серьезное расширение участия России в обеспечении операции помощи афганскому народу. Но при условии, что международный контингент в Афганистане будет действовать более энергично и в наших интересах.

Цель – выстроить в регионе комплексную систему антинаркотической безопасности.
Вижу роль России в том, чтобы при активном участии стран-соседей помочь афганскому народу создать устойчивую экономику, повысить способность национальных вооруженных сил противостоять угрозам терроризма и наркопреступности. Мы не против того, чтобы к процессу национального примирения присоединились участники вооруженной оппозиции, включая талибов – при условии, что они откажутся от насилия, признают конституцию страны, разорвут связи с «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками. Считаю, что построение мирного, стабильного, независимого и нейтрального афганского государства вполне достижимо.

Кризисные зоны, порождающие террористические угрозы, находятся вблизи российских границ – гораздо ближе, чем для наших европейских или американских партнеров. В ООН принята Глобальная контртеррористическая стратегия, но борьба с этим злом все еще ведется не по единому универсальному плану, не последовательно, а в режиме реагирования на острые и наиболее варварские проявления террора. Мир не должен дожидаться трагедий масштаба нью-йоркской атаки террористов в сентябре 2001 г. или нового Беслана.

Резервы в антитеррористическом взаимодействии – налицо. До сих пор сохраняются «двойные стандарты», террористов в разных странах воспринимают по-разному: как «плохих» и «не очень плохих». Последних кое-кто не прочь использовать в политической игре.
В профилактике терроризма повсюду должны быть задействованы имеющиеся общественные институты. Нужен межцивилизационный диалог. Россия – поликонфессиональное государство, и у нас никогда не было религиозных войн. Мы могли бы внести свой вклад в международную дискуссию на этот счет.


Повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона

Китай. В прошлом году китайцы вышли на второе место в мире по объему ВВП и уже в ближайшей перспективе превзойдут по этому показателю США. Растет и совокупная мощь КНР, включая возможность проекции силы в различных регионах.

Как нам вести себя с учетом динамично укрепляющегося китайского фактора?

Во-первых. Рост китайской экономики – не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества, шанс поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики. Мы должны активнее выстраивать новые кооперационные связи, сопрягая технологические и производственные возможности наших стран, задействуя китайский потенциал в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока.

Во-вторых. Своим поведением на мировой арене Китай не дает повода говорить о его претензиях на доминирование. Пекин разделяет наше видение формирующегося равноправного миропорядка. Будем продолжать сообща решать острые региональные и глобальные проблемы, наращивать взаимодействие в Совете Безопасности ООН, БРИКС, ШОС, «двадцатке» и других многосторонних механизмах.

В-третьих. У нас закрыты все крупные политические вопросы в отношениях с Китаем, включая главный – пограничный. Выстроен прочный, оформленный юридически обязывающими документами механизм двусторонних связей. Между руководством двух стран достигнут беспрецедентно высокий уровень доверия.

Сказанное не означает, что у нас с Китаем все беспроблемно. Наши коммерческие интересы в третьих странах далеко не всегда совпадают, не совсем устраивает и структура товарооборота, низкий уровень взаимных инвестиций. Будем внимательно следить за миграционными потоками из КНР.

Индия. С ней Россию связывают традиционно дружественные отношения, содержание которых определено руководством двух стран как особо привилегированное стратегическое партнерство.

Открываются новые горизонты для плодотворной работы в рамках российского председательства в АТЭС. В сентябре этого года мы принимаем саммит этой организации во Владивостоке.

Придаем приоритетное значение взаимодействию с партнерами по БРИКС. С присоединением Южной Африки БРИКС приобрел в полном смысле глобальный формат. На него приходится свыше 25% мирового ВВП.

Предстоит наладить более тесную координацию по внешнеполитическому досье, плотнее работать на площадке ООН. Но когда «пятерка» БРИКС развернется по-настоящему, ее влияние на международную экономику и политику будет весьма весомым.

Азия, Латинская Америка и Африка. Одна из ключевых задач – наращивание с ними торгово-экономического взаимодействия, реализация совместных проектов в области энергетики, инфраструктуры, инвестиций, науки и техники, банковского бизнеса и туризма.
«Группа двадцати». Это объединение вскоре превратится в стратегически важный инструмент кризисного реагирования и долгосрочного реформирования мировой финансово-экономический архитектуры. Россия будет председательствовать в «Группе двадцати» в 2013 г. Мы должны использовать председательские функции и для усиления сопряженности работы «двадцатки» с другими многосторонними структурами, прежде всего с «большой восьмеркой» и ООН.


Европейский фактор

Россия – органичная часть Большой Европы европейской цивилизации.
Россия предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства – общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы».

Поразивший еврозону кризис не может не затрагивать интересов России. ЕС является нашим крупнейшим внешнеэкономическим, торговым партнером.

Россия активно подключилась к международным мерам по поддержке пострадавших европейских экономик, последов¬ательно участвует в выработке коллективных решений по линии МВФ. Не исключаем в принципе и возможности оказания в ряде случаев финансовой помощи напрямую.
Для полноценного выправления ситуации требуются меры системного характера. Стоит задача проведения масштабных преобразований, принципиально меняющих многие финансово-экономические механизмы, обеспечивающих подлинную бюджетную дисциплину.

Вновь предлагаю поработать в пользу создания гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем выйти и на формирование зоны свободной торговли и даже более продвинутых механизмов экономической интеграции.

Нужно задуматься и о более глубокой кооперации в сфере энергетики – вплоть до создания единого энергокомплекса Европы. Важные шаги в этом направлении – строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».

Пролоббированный Еврокомиссией «Третий энергопакет», направленный на выдавливание российских интегрированных компаний, не укрепляет наших отношений. Но он – с учетом возросшей нестабильности альтернативных России поставщиков энергоресурсов – еще и обостряет системные риски для самой европейской энергетики. Надо убрать это препятствие на пути взаимовыгодного сотрудничества.

Отмена виз стала бы мощным импульсом для реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом.


Российско-американские отношения

Решить вопрос о фундаментальном изменении матрицы этих отношений пока не удалось. Главная проблема – двусторонний политический диалог и сотрудничество не опираются на прочный экономический фундамент. Объем торговли далеко не отвечает потенциалу экономик.

То же самое – с взаимными инвестициями.

Не способствуют упрочению взаимопонимания и регулярные попытки США заниматься «политической инженерией», в том числе в регионах, традиционно важных для нас, да и по ходу избирательных кампаний в России.

Американская затея с созданием системы ПРО в Европе. Она затрагивает имеющиеся только у России на этом театре силы стратегического ядерного сдерживания, нарушает выверенный десятилетиями военно-политический баланс.

Неразрывная взаимосвязь между ПРО и стратегическими наступательными вооружениями отражена в подписанном в 2010 г. новом Договоре по СНВ. Мы готовы рассматривать разные варианты совместной с американцами повестки дня в области контроля над вооружениями.
Еще президенту Дж. Бушу в 2007 г. предлагал решение проблемы ПРО. Если бы тогда удалось добиться прорыва по ПРО, то открылись бы шлюзы для выстраивания качественно новой, близкой к союзнической модели сотрудничества и во многих других чувствительных областях.
В последние годы российским руководством делались и другие предложения, как можно было бы договориться по ПРО. Все они – в силе.

В отношениях с США мы готовы совершить качественный прорыв, однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства.


Экономическая дипломатия

ВТО. Удалось обеспечить интересы российских промышленных и сельскохозяйственных производителей с учетом предстоящего возрастания конкуренции извне. Наши экономические операторы получают существенные дополнительные возможности для выхода на мировые рынки и цивилизованной защиты там своих прав.

Мы уже перенесли принципы ВТО в нормативно-правовую базу Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Российские экономические интересы на международной арене. Задачи на этом направлении – обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте упомянутого вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР.
Необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки.

Аналогичная картина и с инвестициями. Наших инвесторов за рубежом зачастую демонстративно оттирают в сторону.

Необходимо усилить политико-дипломатическое сопровождение действий российских предпринимателей на внешних рынках. Россия может применять зеркальные ответные меры в отношении тех, кто прибегает к приемам недобросовестной конкуренции.
Правительству и предпринимательским объединениям следовало бы четче координировать свои усилия на внешнеэкономическом направлении.

Российская Федерация – самое крупное государство с богатейшей ресурсной базой, которой нет равных в мире. Огромные пространства при правильной экономической стратегии могут стать важнейшей основой для повышения конкурентоспособности.


Поддержка соотечественников и гуманитарное измерение

Уважение к своей стране определятся еще и тем, как она способна защитить права своих граждан и соотечественников за границей. МИД и все дипломатические и консульские представительства обязаны в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам. Реакция со стороны дипломатов должна быть незамедлительной.
Будем самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств.

Проблематика прав человека в международном контексте. Во-первых, США и другие западные страны стремятся узурпировать правозащитное досье, полностью политизировать его и применять как инструмент давления. Во-вторых, объекты для правозащитного мониторинга подбираются выборочно, отнюдь не по универсальным критериям, а по усмотрению «приватизировавших» это досье стран.

Сферу прав человека нельзя никому отдавать на откуп. С точки зрения соблюдения прав человека и уважения основных свобод никто не совершенен. И в старых демократиях встречаются серьезные нарушения, на них не нужно закрывать глаза.

Российский МИД в конце года опубликовал первый доклад «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». Активность здесь надо наращивать.

Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке. Возрождение мирового интереса к сфере идей, культуры, проявляющееся через включение обществ и экономик в глобальную информационную сеть, дает России с ее доказанными талантами в сфере производства культурных ценностей дополнительные шансы.

Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство – это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы.

Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире – и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский.

Нужно серьезно обсудить, как с наибольшей отдачей для объективного восприятия России использовать проведение у нас крупных международных мероприятий – встречи на высшем уровне АТЭС в 2012 г., саммитов «двадцатки» и «восьмерки» в 2013 и 2014 гг., Универсиады в Казани в 2013 г., зимних Олимпийских игр в 2014 г., чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016 и 2018 гг.

Журнал «Вестник Российской нации». 2012. № 2-3.